Евреи кругом одни евреи

Сайт для не официального общения

Get Adobe Flash player
Индекс материала
История еврейства Буковины
Страница 2
Все страницы

Посмотрев фильм «В ПОИСКАХ ИДИША», столкнувшись с творчеством некоторых бардов, и уже здесь в эмиграции, столкнувшись непосредственно с людьми – выходцами из Черновцов, я понял, что эта часть нашей бывшей необъятной Родины имеет глубокую историю еврейской жизни. Евреи Буковины, мы не будем их отделять от евреев Черновцов, дольше многих других на территории СССР сохраняли идиш культуру и поддерживали еврейские традиции. Когда многие евреи Советского Союза утеряли, а многие и добровольно отказались от своих традиций, заменив их Советскими традициями, оставались островки еврейской жизни, никогда не был не на Буковине не в сердце этой части Украины Черновцах, но у меня сложилось устойчивое мнение, что именно Буковина была таким островом. Я долго собирался написать статью самому, но время идёт, а возможности заняться этой статьёй у меня нет, да и не нужно ни кому изобретённый мной велосипед. Я связался с администрацией сайта виртуального музея «Еврейская жизнь Буковины» и получил от них разрешение на публикацию материалов с их сайта.

Еврейство Буковины

Евреи поселились в Буковине в 14 в. В тот период в Румынию (Молдавское княжество) переселялись евреи из Польши, Германии, балканских стран. Еврейское население края поддерживало тесный контакт с евреями Польско-Литовского государства.
Положение евреев, вначале бывшее достаточно терпимым, постепенно ухудшалось, усиливалось давление со стороны властей, возникали антиеврейские беспорядки.
В 1640 г. в Румынии были приняты церковные законы, объявлявшие евреев врагами православной церкви и запрещавшие все отношения с ними.
Численность еврейского населения Буковины резко возросла во второй половине 17 в., когда в страну хлынул поток беженцев из Польши и Украины. Они спасались от резни и преследований, происходивших во время восстания под предводительством Б. Хмельницкого, русско-польской войны 1654–67 гг. и польско-шведской войны 1656–60 гг.

Шимон Дубнов «Новейшая История Евреев» (1913 г.)

Еврейский мир накануне 1789 года.

"В политическом и гражданском отношениях евреи в каждой стране занимали положение своеобразной группы иностранцев, нигде не имеющих своего государства и поэтому незащищенных международными трактатами. Им дозволяли жить и заниматься некоторыми промыслами в определённых районах, на более или менее тяжелых условиях, диктовавшихся правительством, феодальною или муниципальною властью данной местности.

То были условия между хозяевами и пришельцами (хотя бы эти «пришельцы» насчитывали десятки поколений предков в данной стране), основанные на выгодах более сильной стороны: «пришельцу» отводился какой-нибудь задний угол для жилья и предоставлялись мелкие профессии, в которых его конкуренция была бы наименее чувствительна «коренному» жителю; за это он должен был уплачивать в казну огромные подати, в виде «платы за покровительство» (Schutzgeld) и множества других специальных налогов.

В большинстве стран еврею ставились неодолимые преграды в его попытках расширить отведенный ему тесный район жительства и круг промыслов; местами власти запрещали даже естественное размножение евреев, нормируя число браков и не допуская прироста населения.

Суровая регламентация еврейской жизни достигла крайних пределов в двух главных центрах еврейства Западной Европы - Германии и Австрии."

Политика австрийских властей по отношению к еврейскому населению и указы императора Иосифа II.

При императрице Марии-Терезии (правила до 1780 г.) австрийское правительство проводило политику, направленную на уменьшение численности еврейского населения империи. С этой целью в 1773 г. было ограничено право евреев на вступление в брак. Для женитьбы им требовалось разрешение канцелярии наместника; тем, у кого не было постоянного дохода, создавать семью запрещалось. За регистрацию брака взимался налог. Вводились ограничения на профессиональную деятельность евреев: так, еврейским врачам длительное время запрещалось лечить христиан, принимать роды и т. п.

В 1772 г., после первого раздела Польши, к Австрии отошла Восточная Галиция, где был очень высокий процент еврейского населения. В последние годы правления Марии-Терезии, и особенно при ее наследнике - императоре Иосифе II (годы правдения 1780-1790), было принято множество постановлений, регламентирующих права и обязанности евреев. В основном эти постановления относились к евреям Вены, Богемии, Моравии, Венгрии, позднее - Галиции.

В 1781 г. Иосиф II дал евреям право заниматься всеми ремеслами и искусствами, в 1782 г. «Указом о терпимости» предоставил евреям Галиции полную свободу вероисповедания, отменил обязательное ношение отличительной одежды (черных лапсердаков и шляп). В то же время император приказал усилить гонения на нищих евреев, повысил налоги, поднял «имущественный ценз» для въезда в Галицию до десяти тысяч гульденов. Указом от 1784 г. Иосиф II обязал всех евреев — арендаторов винокурен, пивоварен, питейных заведений — ликвидировать свои дела и покинуть места проживания. Около трети евреев края остались без средств к существованию, после чего в еврейской среде значительно повысилась смертность от лишений и голода. Это заставило императора издать распоряжение о том, чтобы местные власти выделили евреям землю и помогли им стать свободными земледельцами. По ряду причин, в том числе из-за саботажа местных чиновников и отсутствия средств на обустройство, лишь немногие евреи стали земледельцами.

Стремясь превратить евреев в «полезных граждан империи», Иосиф II пытался преодолеть их обособленность. «Указом о терпимости» евреям предписывалось либо открывать отдельные школы с преподаванием на немецком языке, либо отдавать детей в общие (христианские) учебные заведения. Еврейское самоуправление было отменено, евреи перешли под юрисдикцию государства. Евреев обязали принять фамилии, главным образом созвучные немецким, что, по мнению императора, способствовало приобщению к официальной государственной культуре.
В 1788 г. Иосиф II предпринял попытку призвать галицийских евреев на военную службу, что вызвало их массовое бегство, особенно в Буковину.

Своеобразным итоговым документом, обобщившим политику Иосифа II в еврейском вопросе, стал второй «Указ о терпимости» от 7 мая 1789 г., разработанный специально для галицийских евреев. Было объявлено, что его цель — «предоставить проживающим в Галиции евреям права и свободы, которыми пользуются другие ... подданные [императора]». Указ затрагивал все стороны жизни евреев. Общинные синагоги уравнивались в правах с католическими костелами; раввины лишились судебной власти и права объявлять херем. Создавались особые еврейские школы с преподаванием на немецком языке — начальная, посещать которую предписывалось всем мальчикам, нормальная и высшая. Основным административным звеном осталась еврейская община, которую возглавляли нотабли. Указом вводились и значительные ограничения экономической деятельности и свободы передвижения евреев. Им дозволялось заниматься торговлей и ремеслами, но запрещалось держать корчмы, арендовать крестьянские земли, мельницы и т. п. В городах евреям не разрешалось жить за пределами отведенных для них кварталов; за право поселиться в Лемберге (Львове) еврейская семья должна была уплатить большую пошлину.

После смерти Иосифа II позитивные положения второго «Указа о терпимости» были постепенно сведены на нет. Евреям закрыли доступ в ремесленные цехи и купеческие гильдии, запретили торговать аптечными товарами, работать в административных органах (даже низшего звена), в школах, в судах. Запрещались или ограничивались браки между евреями, жившими в разных населенных пунктах (это ограничение действовало до 1859 г.). В 1806 г. власти ликвидировали все созданные ранее еврейские школы, и еврейские дети большей частью вновь стали учиться в хедерах; в то же время пункт об обязательном посещении общих начальных школ остался в силе.

В 1775 г. в состав Австрийской империи вошла Буковина, в северной части которой преобладали украинцы (ныне — часть Черновицкой области Украины), а в южной части — румыны (ныне — в составе Румынии). Административным центром вновь созданной провинции (в 1786 г. получила статус края) стали Черновицы (немецкое — Черновиц; ныне — Черновцы).
Сразу же после перехода Буковины под владычество Австрии власти стали проводить политику различных ограничений и запретов для евреев под предлогом «освобождения» края от «засилья» евреев. В 1774–87 гг. 392 еврейские семьи были изгнаны из Черновиц. Власти стремились всячески затруднить свободный переезд евреев в Черновицы и разрешали переселение только ремесленникам и лицам, решившим заниматься земледелием. Этот запрет, который часто нарушался, продолжал действовать до 1848 г.


Списки еврейских земледельцев в Буковине. 1808 год.

Тем не менее в конце 18 в. – начале 19 в. на территорию Буковины переселилось большое число галицийских евреев, бежавших от высоких налогов и воинской повинности; в результате только в 1807–12 гг. численность еврейского населения края удвоилась, а к 1821 г. достигла семи тысяч человек. В первой половине 19 в. 76% евреев Буковины занимались торговлей, 8% — шинкарством и торговлей спиртными напитками.

В 1848 г. Буковина стала самостоятельной автономной областью в составе Австрийской империи; здесь, как и в Галиции, евреи получили равные с христианами права, но в декабре 1851 г. утратили их. Однако особые налоги, которые платили только евреи, не были восстановлены; это способствовало росту торговой и предпринимательской активности евреев: они открыли ряд промышленных предприятий, в частности, первые в крае пивоваренные заводы в Черновицах. Подавляющее большинство черновицких гостиниц, ресторанов, кафе принадлежало еврейским коммерсантам.

Австрийская администрация, целью которой было онемечивание края, поощряла иммиграцию и экономическую деятельность евреев, говоривших на идиш (близком к немецкому языку) и противопоставляла их, особенно с 1830-х гг., румынам и украинцам (что не мешало властям вводить различные ограничения, направленные против евреев, и облагать их особыми податями). В 1846 г. евреи составляли три процента населения Буковины, в 1857 г. — восемь процентов (25 тыс. человек).

Среди буковинских евреев было много хасидов. Одним из первых идеологов хасидизма был Аврахам Иехошуа Хешел из Апты (Опатов). В 1854 г. в Буковине поселился основатель Вижницкой хасидской династии рабби Менахем Мендл бен Хаим Хагер; еще раньше, в 1845 г., местечко Садгора близ Черновиц стало резиденцией рабби Исраэля Фридмана из Ружина. Садгорская и Вижницкая хасидские династии стали главными в Румынии и Галиции. В общине Черновиц в первой половине 19 в. разгорелась борьба между маскилим и ортодоксами; первых поддерживали австрийские власти, предоставившие еврейской интеллигенции широкое представительство в местных органах власти. Противостояние длилось около 20 лет; лишь к середине столетия, во многом благодаря компромиссной политике верховного раввина Буковины Э. Игла, раввинов И. Розенфельда и В. Вайса, внутриобщинная напряженность уменьшилась.

В 1867 г. Австрийская монархия, в состав которой входили Восточная Галиция, Северная Буковина и Закарпатье, была преобразована в двуединую Австро-Венгрию. Положение евреев изменилось к лучшему; по новой конституции они получили равные с христианами права, включая право повсеместного жительства, в частности, в Галиции и Буковине, которым была предоставлена широкая автономия. Галицийский сейм утвердил постановление о ликвидации всех ограничений; сходное решение было принято на Буковине. В 1890 г. в Австро-Венгрии вступил в силу закон о деятельности еврейских религиозных общин, основанный на принципе свободы вероисповедания и разрешавший создавать такие общины в любом населенном пункте.

 
 Черновцы. Реформистская синагога "Темпль" и Еврейский народный дом.

К этому времени во всей Буковине (большей частью в нынешней Черновицкой области) проживало около 90 тыс. евреев (13,2%), из них 17,4 тыс. в Черновицах (в 1910 г. — 28,6 тыс.) и около четырех тыс. (91%) в Вижнице.

Евреи принимали деятельное участие в торгово-промышленном развитии Буковины; они были пионерами лесной и цементной промышленности и играли видную роль в железнодорожном строительстве и банковском деле. Положение еврейских ремесленников в этот период тоже улучшилось. Деятельность некоторых евреев имела важное значение также в политической и общественной жизни Буковины.

Со второй половины 19 в. евреи Буковины все более склонялись к светскому образованию, в распространении которого община Черновиц играла ведущую роль. Были сильны тенденции ассимиляции, верхние слои еврейского общества усвоили австро-немецкую культуру, во многих семьях идиш был вытеснен немецким языком.

В 1870–80-х гг. уровень жизни еврейства Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья в целом снизился, особенно в результате экономического кризиса 1873–74 гг. В еврейской среде усилилось социальное расслоение. Выделилась зажиточная прослойка еврейских банкиров, фабрикантов, нефтепромышленников (еврейские предприниматели были первыми организаторами бориславских нефтепромыслов), крупных экспортеров и импортеров, оптовых торговцев, землевладельцев и представителей свободных профессий. К началу 20 в. евреи составляли в Черновицах 76% адвокатов и 58% врачей. Многие черновицкие евреи работали в государственных учреждениях, в средних и высших учебных заведениях; в 1897 г. ректором местного университета стал филолог И. Гильберг (в 1903–1904 гг. евреи составляли 80% преподавателей этого университета). Однако подавляющее большинство самодеятельного еврейского населения Восточной Галиции и Северной Буковины по-прежнему составляли мелкие торговцы, шинкари, ремесленники, в частности, портные, сапожники, столяры, плотники, кузнецы, мясники, пекари, винокуры, пивовары и т. п. В кустарном и ремесленном производстве работало 26–28% евреев, в сельском хозяйстве — 17,7%.

В 1880–90-х гг. повысился уровень безработицы среди евреев, поскольку в ряде отраслей промышленности (в частности, в нефтяной и лесопильной) их заменили разорившиеся прикарпатские крестьяне, труд которых был дешевле. К концу 19 в. лица без определенных занятий составили около 45% еврейского населения Восточной Галиции и Северной Буковины. Многие евреи жили за счет филантропии; существовало множество общинных и частных благотворительных организаций, оказывавших помощь неимущим, больным, сиротам, престарелым. Сиротский приют, открытый в начале 20 в. в Черновицах, считался одним из самых благоустроенных в Европе.


Черновцы. Еврейский сиротский дом.

Для общинной жизни евреев Западной Украины в конце 19 в. – начале 20 в. было характерно противостояние ортодоксов-хасидов, которых поддерживало большинство еврейского населения, особенно в местечках и селах, и последователей Просвещения - маскилим.

Противоречия в еврейской среде усугублялись сложными межнациональными отношениями. В Северной Буковине, кроме украинцев и евреев, проживало немало немцев и румын, а в Австро-Венгрии в целом господствовала немецкая культура. Представители Шомер Исраэль придерживались проавстрийской ориентации, провозглашали себя «австрийскими патриотами», выступали за объединение всех еврейских общин в единый союз под эгидой Габсбургов. Одновременно происходило некоторое сближение еврейских и украинских общественных деятелей, которое было обусловлено угнетенным (несмотря на формальное равноправие) положением обоих народов. Руководитель черновицкой еврейской общины Б. Штраухер (1854–?), возглавлявший созданный в середине 1880-х гг. Еврейский политический союз Буковины, был в 1897–1914 гг. депутатом парламента от Черновиц. С 1900 г. он избирался также депутатом краевого Буковинского сейма. В Черновицах были еврейские муниципальные советники, в конце 19 в. – начале 20 в. пост бургомистра в Черновицах и Станиславе занимали евреи.
С 1910 г. евреи получили равное с другими этническими группами представительство в буковинском ландтаге, согласно австрийскому эксперименту этнического уравновешивания (так называемому «буковинер аусгляйх»). В ландтаге установились лояльные отношения сотрудничества между либеральными депутатами от разных этнических групп (румын, украинцев, евреев, немцев), которые объединились в «союз вольнодумцев».

Во второй половине 19 в. среди евреев Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья стали распространяться палестинофильские, а затем сионистские настроения, пропагандировавшее идеи еврейского национального возрождения.

В эти годы (во многом под влиянием европейского социализма) развернулась активная забастовочная борьба еврейских рабочих за улучшение условий и оплаты труда. В ходе стачек создавались еврейские рабочие организации. Евреи входили и в общепролетарские революционные ассоциации.

Экономический кризис 1900–1903 гг. стал тяжелым испытанием для еврейского населения Восточной Галиции, Северной Буковины и Закарпатья. Сократилось число рабочих мест в тех отраслях промышленности, где были заняты евреи, разорились многие кустари, ремесленники, а также мелкие коммерсанты в местечках и селах, поскольку значительная часть сельской торговли перешла в руки польских, украинских и румынских кооперативов. Была резко ограничена выдача евреям концессий на содержание питейных заведений и продажу соли; еврейским фармацевтам нередко отказывали в праве открывать аптеки, коммерсантам не разрешали торговать крупным рогатым скотом и т. п. Экономические трудности побудили многие еврейские семьи эмигрировать.

Экономический кризис, а затем и революционные события 1905 г. в России, способствовали активизации политического еврейского движения. На выборах 1907 г. известного успеха добилась созданная сионистами Еврейская национальная партия, которую поддержали украинские радикалы: по ее списку в парламент Австро-Венгрии были избраны три депутата — Б. Штраухер, А. Штанд и львовский адвокат Г. Габель (они образовали первую в мире еврейскую парламентскую фракцию).

В конце 19 в. – начале 20 в. система еврейского образования в Восточной Галиции и Северной Буковине претерпела значительные изменения. Наряду с хедерами, действовавшими при синагогах, при поддержке организации "Бней-Брит", фонда Хильфсферейн и в особенности благотворительного фонда барона М. Гирша, который в 1891 г. пожертвовал на эти цели четыре млн. долларов, были открыты десятки еврейских школ и средних специальных учебных заведений с преподаванием светских предметов. Многие евреи отправляли своих детей в немецкие, польские, а с начала 20 в. — и в украинские учебные заведения. В Черновицах в начале 20 в. евреи составляли свыше 40% гимназистов, 62% учащихся реальных училищ, 93% учащихся школы искусств. Возросло число еврейских студентов в высших учебных заведениях: например, в Черновицком университете в 1904 г.училось 272 еврея (42,5% от общего количества студентов).


Из сборника

"Geschichte der Juden in der Bukowina" ("История евреев Буковины")

под редакцией Hugo Gold, Тель-Авив, 1958 г.

28 июня 1914 года выстрелами из револьвера были убиты наследник австрийского престола эрцгерцог Франц Фердинанд и его жена. В то время мало кто мог предсказать, что это событие приведет к распаду Австро-Венгерской империи. Для еврейского населения Буковины, однако, убийство привело к еще более серьезным последствиям. Период между 1914-1919 стал временем страданий и депортаций, затмить которые смогли только события Второй мировой войны.

На пороге нового века Австро-Венгерская империя была дряхлеющей монархией. Ее авторитет был подорван неэффективностью управления, которое заигрывало с одними частями государства за счет других. В ответ на архаичный стиль правления "разделяй и властвуй" балканские части империи начали претендовать на независимость, стремясь разрушить империю Габсбургов как сверхдержаву и федеративное государство.

Первая мировая война, вспыхнувшая после убийства в Сараево, явилась окончательным доказательством того, что распад империи был предрешен. Тем не менее лишь один из немногих представителей правящего класса понял это: 84-летний монарх - император Франц Йозеф I. Он сказал начальнику штаба Конраду фон Хотцендорф, который уезжал на передовую: "Я знаю, что моя добрая армия достойно выполнит свой долг. Если, однако, Австро-Венгрия должна погибнуть, пусть она погибнет с честью ".

Десятки тысяч евреев заполнили улицы Черновиц и других провинциальных городов Буковины при частичной мобилизации, объявленной 26 июля 1914 года. Значительная часть населения была охвачена военной лихорадкой. Восторженные возгласы и боевая музыка были слышны повсюду. Этот патриотизм был порожден двумя поколениями, прожившими при имперских законах, в соответствии с которыми евреи добились реальных прав и высоких постов на государственной службе. Их национализм сопровождался абсолютным доверием к вооруженным силам, которые блистали на парадах и маневрах. "Мы должны победить русских и наказать сербов, и показать, что мы австрийцы" - такую песню исполняли на улицах и в домах.


Наследник австрийского престола эрцгерцог Карл
обращается к черновицким евреям:
"Ваши единоверцы много страдали из-за своего патриотизма под русским игом.
Еврейское население очень патриотично. Мы никогда этого не забудем."

Однако 20 августа русская армия вошла на территорию Буковины, в Новоселицу вторглись российские казаки. Линия фронта приблизилась к Черновцам. Тревожные новости приходили с фронта в Галиции. Казаки убивали, грабили и насиловали. Евреи и крестьяне, охваченные паникой, начали бежать на Запад. Богатые евреи спешно уезжали в Вену, захватив лишь немного вещей.


Австрийские войска проходят через Садагору

Русские продолжали продвижение, и 31 августа 1914 года, губернатор, граф Меран покинул Буковину . Железнодорожное сообщение с Веной, проходившее через Галицию, было прервано, австрийские войска маршем двигались к Галиции. Два основных моста через реку Прут были взорваны арьегардом.


Взорванный мост через р.Прут

После разрушения моста Черновцы были объявлены открытым городом, причем не было выделено даже полицейских сил для его защиты. Предвидя погромы, евреи начали покидать город. Сотни крестьянских телег с имуществом беженцев направились на юг. За два дня до вступления российских войск, от 3000 до 5000 евреев покинуло город.

Еврейский мэр Черновиц, д-р Сало Вейссельбергер, оставался на своем посту. Он сформировал комитет для встречи российского генерала Арутюнова, который командовал казаками. Генерал немедленно распорядился о том, что город обязан выплатить дань 600.000 рублей золотом в течение 24 часов. Двадцать три гражданских лица были арестованы и взяты в заложники для обеспечения платежей. Происходили пытки, поджоги и грабежи. Русские создали свое собственное административное управление, и город был изолирован от остального мира.


Русские казаки на улицах Черновиц

15 сентября 1914 г. военную администрацию в Черновцах сменила гражданская. Возглавил ее камер-юнкер Симеон Евреинов, а его помощником стал известный москвофил Алексей Геровский. Немецкие газеты были запрещены, и для черновицких евреев это стало первым опытом жизни за "железным занавесом".

«Бывший вице-губернатор в Черновицах Геровский уговорил вел. князя не соглашаться на уступку Румынии Северной Буковины. Изгнав полмиллиона евреев из Русской Польши, вел. князь разрешил Геровскому изгнать их и из Буковины. Такие же полномочия получил и граф Бобринский в Галиции, но воспользовался ими лишь в ограниченных размерах».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Регистрация/Вход

Кто на сайте

Нет

Рейтинг@Mail.ru